В ходе межрегиональной конференции «Школьный музей XXI века. Проблемы. Поиски. Перспективы» Председатель Мосгордумы Алексей Шапошников сообщил о скором появлении на карте Москвы сквера Дивизий Московского народного ополчения. Огромную работу проводит профильная комиссия по образованию, которую возглавляет мой коллега Антон Молев. По инициативе депутатов Московской городской Думы уже более двух лет ведется работа по реализации патриотической программы «Памяти Московского народного ополчения». Нам многого удалось добиться. Например, принято решение об установке в Москве четырех памятников дивизиям народного ополчения, память которых ранее не была увековечена.

      На местах будущих памятников установлены закладные камни. В 2018-2019 годах должны появиться и сами монументы. Один из них, который посвящен четырем дивизиям ополчения второго, осеннего этапа формирования, будет установлен в сквере на пересечении 2-й Песчаной и Новопесчаной улиц в районе Сокол. Этот сквер многие годы не имел названия. Буквально на днях состоялось заседание Городской межведомственной комиссии по наименованию территориальных единиц, на котором по нашей инициативе было принято решение назвать его сквером Дивизий Московского народного ополчения. Сам проект памятника также на днях был рассмотрен на заседании художественно-экспертного совета при Департаменте культурного наследия, который рекомендовал его одобрить.

     В рамках нашей программы уже изданы две книги, посвященные ополчению. В октябре этого года здесь, в Московской городской Думе, совместно с общественными организациями мы провели большую научно-практическую конференцию, посвященную сохранению памяти о Московском народном ополчении. И на этой конференции, и на других наших мероприятиях мы не раз обсуждали перспективы развития школьных музеев военно-исторической направленности, созданных в московских школах. В Москве должен быть разработан и принят Стандарт школьного музея. Надеюсь, что сегодняшняя конференция станет очередным реальным шагом на пути к его разработке и принятию.

     Депутаты Московской городской Думы считают, что при составлении Московского рейтинга лучших школ необходимо учитывать показатели, отражающие вклад музеев военно-исторической направленности, работающих в образовательных учреждениях, в патриотическое воспитание учащихся. Безусловно, мы понимаем, что в методику составления рейтинга могут быть включены только измеряемые и объективные критерии оценки. Наша задача – совместными усилиями выработать эти критерии. Надеюсь на вашу поддержку этих инициатив».

     Первый заместитель председателя Московского городского совета ветеранов Расим Акчурин: «Сегодня школьные музеи все больше становятся источниками образования и воспитания. Московский городской совет ветеранов уделяет постоянное внимание развитию музеев. В общении с представителями профильных ведомств мы говорим о необходимости создания современных музеев с использованием цифровых технологий. Нам нужно определить, каким должен быть школьный музей, как он сможет послужить наследникам Великой Победы».

     Руководитель проекта «Культурно-просветительская инициатива «Мой город» Сергей Калинчев: «Значение школьного образования заключается в воспитании личности. Этот процесс включает в себя как получение знаний, так и формирование мировоззрения и моральных принципов. Знания ребята получают на уроках, а школьный музей для них является источником духовно-нравственного обогащения. Для москвичей особое значение имеют музеи, посвященные дивизиям Московского народного ополчения. В городе около 20 таких музеев. Для школьников это возможность познать историю своего города, своего района, своей улицы». Одна из проблем школьных музеев - их статус. Во-первых, они являются факультативной составляющей образовательного процесса. Поэтому качество самих музеев во многом зависит от энтузиазма и личной инициативы педагога, отвечающего за музей. Во-вторых, нет единого стандарта для музеев. Совместными усилиями нам предстоит определить единые требования и стандарты для школьных музеев, а также их статус в системе среднего образования».

     По итогам конференции принята резолюция, в которой представлен ряд предложений, нацеленных на повышение возможностей школьных музеев в деятельности по патриотическому воспитанию школьников. В частности, предлагается внедрение в деятельность музеев интерактивных форм работы, предполагающих активный «диалог» с экспонатами, творчество обучающихся в пространстве музея, а также расширение музейных экспозиций за счет применения компьютерных информационных систем с базами данных по тематике музея, включающих в себя исторические и биографические справки, фото- и графические изображения, слайд-шоу и документальную хронику.