Редакция проекта "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) подготовила обзор самых значимых открытий, которые совершили исследователи нашей страны в различных сферах науки и техники.

Физика

В этом году на счету российских физиков сразу несколько настоящих прорывов. К примеру, специалисты из НИТУ "МИСиС" и двух институтов РАН создали самый качественный в мире усилитель сигнала для квантового компьютера, который издаёт минимально возможный уровень шума. Устройство также может применяться в радиотелескопах и других приборах, работающих со сверхслабым радиоизлучением.

Ещё одно открытие в сфере квантовых технологий – светодиод, способный излучать несколько миллиардов одиночных фотонов в секунду. Эта разработка поможет сделать квантовые линии связи такими же быстрыми, как и классические.

Приблизить эру квантового интернета и оптических квантовых коммуникаций позволит ещё одна технология. Речь идёт о "переводе" квантовой информации из одного ключевого способа хранения в другой. Залогом успеха стала квантовая "телепортация".

Кстати, о средствах связи. Рассмотрев сложные математические аспекты гравитационных волн, специалисты заявили, что это явление вполне можно использовать как "телеграф". По крайней мере, в теории.

Говоря об экспериментальных достижениях, нельзя не вспомнить работу физиков из МГУ, которые подтвердили предсказанный ранее эффект управления атомным ядром. Это достижение позволит создавать часы и хронометры, в десятки раз более точные, чем самые лучшие современные атомные часы.

Также мы сообщали о том, как искусственный интеллект позволил российским физикам "обмануть" квантовую механику и создать сверхчувствительный измеритель магнитного поля. Подобные измерения нужны для работы будущих квантовых компьютеров и современных детекторов в медицине, геологоразведке и даже астрономии.

Нельзя не напомнить и о новом источнике питания – мощных и долговечных ядерных батарейках, которые разработала команда физиков из нескольких российских вузов. Кардиостимуляторы, которые не надо подзаряжать, и компактные космические аппараты – вот лишь некоторые возможные применения новой технологии.

Космос

Конструкторам будущих космических зондов придётся учитывать новую угрозу для успешного завершения миссии. На Деймосе (втором по величине спутнике Марса) исследователи обнаружили необычную опасность для посадочных модулей – облака электрически заряженной пыли.

Тем временем их коллеги нашли способ справиться с другой угрозой, но не для космических аппаратов, а для земных жителей. Российские физики предложили атаковать потенциально опасные астероиды ядерными зарядами. Эффективность своей идеи они доказали экспериментально: смоделировали падение потенциально опасного астероида на Землю и раздробили его на мелкие осколки при помощи лазеров.

Кроме того, российские астрофизики смоделировали изменения марсианской погодыв течение годового цикла и впервые очень подробно рассмотрели выброс чёрной дыры.

Химия

Томские химики представили новый подход к созданию композиционных материалов для применения в травматологии и ортопедии. Их золь-гель метод, способный улучшить структуру биоактивных покрытий, поможет уменьшить процент отторжения имплантатов.

Тем временем учёные из МФТИ повысили эффективность солнечных батарей при помощи фтора.

А их коллеги из того же вуза разобрались в сложнейших "настройках" короля пластмасс – полипропилена. С помощью этих знаний можно уже на стадии синтеза задавать материалу нужные характеристики: от эластичности до твёрдости.

Также вспомним ещё одно важное исследование, в ходе которого были созданы тормоза для молекулярных машин. Благодаря им наночастицы, используемые, к примеру, для адресной доставки лекарств, можно будет остановить или заставить сменить направление.

Медицина и генетика

Российские специалисты в 2018 году представили новые методы генной терапии для лечения последствий инфаркта миокарда и для восстановления периферических нервов после травм и повреждений.

Учёные из Сибирского отделения РАН с помощью технологии редактирования генов получили мышей, которые не страдают ни одной из форм аллергии. Модифицированные животные, как ожидается, помогут изучить неизвестные ранее механизмы развития аллергии.

Кстати, о редактировании генов. Российская компания Visual Science при поддержке экспертов из Сколтеха создала научно достоверную 3D-анимацию системы редактирования генома CRISPR. В ней показаны реальные молекулярные структуры, а также работа нативных (природных) и генно-инженерных CRISPR-комплексов.

Тем временем биохимики обнаружили новый антибиотик в слюне сибирского бурого медведя. Соединение пригодится в борьбе со смертельно опасными патогенами – стафилококками. Они, напомним, являются возбудителями широкого спектра заболеваний – от воспаления ран до пневмонии и менингита.

Конечно же, нельзя не упомянуть об успехах российских специалистов в борьбе с онкологическими заболеваниями. Исследователи нашли белок, делающий клетки рака более чувствительными к химиотерапии, а также создали из оксида вольфрама наночастицы, избирательно убивающие раковые клетки. Эти открытия сделают борьбу со злокачественными опухолями более эффективной.

Также напомним о новом средстве от старческих нейродегенеративных расстройств, инновационных бинтах, заживляющих кожу без рубцов, наночастицах, которые сократят потерю крови при травмах в 15 раз, и особом напитке для снижения тяги к алкоголю. Все эти новшества были созданы учёными, работающими в нашей стране, в уходящем году.

Археология

Исследователи из Института археологии РАН обнаружили во Владимирской области финский могильник, возраст которого оценивается в две тысячи лет. Это очень ценная находка, ведь финские могильники в древнерусских городах – большая редкость.    Теперь учёные получат больше данных о культуре и быте племён, которые были предшественниками славян в Волго-Окском регионе.

Несколько важных находок были сделаны в Москве: учёные обнаружили клад из старинных монет и белокаменные надгробия XVI-XVII веков.

Кроме того, археологи подвели итоги раскопок, предшествующих строительству парка Зарядье. "Улов" исследователей – 15 тысяч древностей (в том числе монеты, оружие, бытовая утварь, конская сбруя). Сейчас многие из этих артефактов являются экспонатами Подземного музея Зарядья.

Также мы сообщали о настоящем расследовании в Ростове Великом. В Успенском соборе был обнаружен пустой саркофаг XIII века. Пока неизвестно, кому он предназначался и был ли в нём кто-то когда-либо похоронен вообще. Специалисты выдвинули несколько версий.

Между тем в самом центре Ростова-на-Дону археологи раскопали три сотни погребений возрастом около двух тысяч лет. Они входят в состав двух некрополей, созданных племенами меотов, которые в I тысячелетии до нашей эры населяли восточное и юго-восточное побережье Азовского моря.

Другая громкая находка была сделана в этом году в Крыму. Неподалёку от Севастополя экспедиция Института археологии РАН обнаружила неразграбленный позднескифский могильник II—IV веков нашей эры. Найденные при раскопках артефакты позволят восстановить историю Крыма римского периода и воссоздать картину жизни поздних скифов, сообщили эксперты.

Палеонтология

В этом году российские палеонтологи описали ранее неизвестных науке древних ящеров, обитавших на Земле 120 миллионов лет назад. Новый род получил название сибиротитан (Sibirotitan), а вид – Sibirotitan astrosacralis. Динозавр стал вторым завроподом, получившим в нашей стране научное наименование, а также одной из древнейших титанозавровых форм, найденных в Азии.

К слову, совсем недавно неподалёку от Ульяновска были найдены останки другого крупного четвероногого динозавра, который, судя по всему, также является представителем титанозавров. Ранее эксперты были уверены, что эволюция этих ископаемых гигантов проходила преимущественно в Южной Америке.

Тем временем самарские исследователи обнаружили самый полный в мире череп ветлугазавра. Это ископаемый род земноводных, которые обитали на севере современной России и Гренландии в раннем триасе.

Немало споров вызвала другая уникальная находка. В Якутии были найдены останки детёныша древнего пещерного льва, причём благодаря вечной мерзлоте они прекрасно сохранились. Однако после тщательного изучения останков специалисты заявили, что якутский замёрзший львёнок может оказаться другим зверем.

В заключение напомним о работе российских психологов, актуальной в преддверии Нового года. Исследователи выяснили, какой поступок является самым романтичным для женщин и мужчин и какие сюрпризы они точно не хотели бы получить.