СХЕМЫ САМЫХ РАСПРОСТРАНЕННЫХ ТЕЛЕФОННЫХ МОШЕННИЧЕСТВ


     Средства связи, а именно мобильные и домашние телефоны зачастую используются мошенниками в преступных целях. В последнее время этот вид преступной деятельности развивается все активнее. Оградить от мошенников в первую очередь способны лишь внимательность и здравомыслие самих граждан.
    Сколько бы предупреждений и сюжетов не выходило в СМИ с подробным описанием методики работы мошенников – данная тема все же остается актуальной и, как показывает практика, в зоне риска находятся абсолютно все. В основном львиная доля всех мошеннических действий начинается со звонка, и направлена на самых доверчивых граждан, а именно – пожилых людей, которые готовы отдать последние деньги и ценности, лишь бы с их родственниками ничего не случилось.
     Так, например недавний случай в районе Жулебино. В полицию с сообщением о мошенничестве обратился 61-летний пенсионер, проживающий в квартире одного из домов по улице Генерала Кузнецова. По его словам, ему позвонил неизвестный и сообщил о том, что его сын якобы задержан сотрудниками полиции. Лжеполицейский также сообщил, что у него есть возможность помочь мнимому правонарушителю избежать уголовной ответственности, за что мужчина запросил 30 тысяч рублей. Пенсионер согласился, однако позднее он решил еще раз перезвонить сыну и, выяснив, что с ним все в порядке, обратился в полицию. В этот же день подозреваемые были задержаны. Ими оказались 26-летний и 30-летние уроженцы Московской области. По данному факту возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 30 и ст. 159 УК РФ (покушение на мошенничество). В отношении задержанных избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
     Схемы преступников довольно разнообразны, приведем самые распространенные схемы:
«Ваш родственник попал в беду». Мошенник представляется родственником или знакомым и взволнованным голосом сообщает, что задержан сотрудниками милиции за совершение того или иного преступления и для того чтобы избежать уголовного наказания нужно срочно передать правоохранителям некую сумму, которая варьируется, в основном, от 30-ти до 500 тыс. рублей. После того как гражданин оставляет деньги в указанном месте или кому-то их передает, ему сообщают, где он может «увидеть» своего родственника или знакомого.
СМС просьба. Абонент получает на мобильный телефон сообщение "У меня проблемы, позвони по такому-то номеру, если номер недоступен, положи не него определенную сумму и перезвони".
     Платный код. Поступает звонок якобы от сотрудника службы технической поддержки оператора мобильной связи с предложением подключить новую эксклюзивную услугу или для перерегистрации во избежание отключения связи из-за технического сбоя, или для улучшения качества связи. Для этого абоненту предлагается набрать под диктовку код, который является комбинацией для осуществления мобильного перевода денежных средств со счета абонента на счет злоумышленников.
     Ошибочный перевод денежных средств. Абоненту поступает смс-сообщение о поступлении средств на его счет, переведенных с помощью услуги "Мобильный перевод". Сразу после этого поступает звонок и мужчина или женщина сообщает, что ошибочно перевел деньги на его счет и просит вернуть их обратно тем же "Мобильным переводом".
     Лжеэкстрасенсы. Потенциальная жертва видит объявление об услугах «экстрасенсов» опубликованное в телеэфире и обращается по указанному телефону, тем самым оставляя свой абонентский номер. Мошенник перезванивает жертве, представляется «экстрасенсом» или «целителем», и в доверительной беседе выясняет информацию личного характера, начиная от заболеваний и заканчивая составом семьи. Далее лжеэкстрасенс сообщает жертве, что она страдает «страшным», «неизлечимым» недугом, и предлагает свои услуги для лечения. В большинстве случаев злоумышленник требует за первый сеанс от 15 до 20 тысяч рублей. При проведении следующих сеансов, лжецелитель сообщает жертве, что немедленная помощь нужна не только ей, но и членам ее семьи, за которую требуется плата от 100 до 200 тысяч рублей. В большинстве случаев в этот момент все потерпевшие начинают отказываться от услуг мнимого экстрасенса, так как не имеют средств оплачивать навязываемые услуги. Тогда мошенники переходят к запугиванию жертвы. Как правильно реагировать на попытку вовлечения в мошенничество Мошенники очень хорошо знают психологию людей. Они используют следующие мотивы:
А. Беспокойство за близких и знакомых.
Б. Беспокойство за свой телефонный номер, счёт в банке или кредитную карту.
В. Желание выиграть крупный приз.
Г. Любопытство – желание получить доступ к SMS и звонкам других людей.
     Чтобы противодействовать обману, достаточно знать о существовании мошеннических схем и в каждом случае, когда от Вас будут требовать перевести сумму денег, задавать уточняющие вопросы.
Телефонные мошенники рассчитывают на доверчивых, податливых людей, которые соглашаются с тем, что им говорят, и выполняют чужие указания. Спокойные, уверенные вопросы, отпугнут злоумышленников. Будьте бдительны, не дайте себя обмануть ни при каких обстоятельствах!