Пять лет пребывания Сергея Семёновича Собянина на посту столичного мэра - достаточный срок, чтобы говорить о результатах проделанной им работы и изменениях в жизни города, произошедших за этот период.

     Очевидно, что эти 5 лет не прошли для столицы напрасно. Не нужно быть экспертом, чтобы видеть, что за эти годы Москва превратилась в активно развивающийся европейский мегаполис. И эти изменения носят принципиальный характер – с приходом Собянина изменилась сама идеология развития города.

     За несколько лет Москва прошла путь от бесконтрольной застройки и разгула коммерции на улицах до продуманной и гармоничной системы, учитывающей как все сферы современной жизни москвичей, так и амбициозные планы на будущее. Говоря о роли Сергея Собянина в жизни Москвы, можно выделить, как минимум, пять основных направлений, изменивших ход развития города и предопределивших его будущее на многие годы вперед. Одним из важнейших из них стало создание комфортной городской среды, главными элементами которой являются большие общественные пространства и благоустроенные парки.

  1. 1. Пространство и время

     Изменение самого содержания городских пространств началось с преодоления засилья палаток и киосков на столичных улицах. Борьба с бесконтрольной мелкорозничной торговлей началась с первых дней вступления Сергея Собянина в должность. Через неделю после назначения, побывав у станции метро «Улица 1905 года», градоначальник оценил сложившуюся в уличной торговле ситуацию. За этим последовали и другие довольно жесткие меры: были закрыты или реорганизованы крупные стихийные рынки и барахолки, которых на территории города было около 80. Но избавление от нерегулируемой торговли стало лишь начальным этапом полного переформатирования самого принципа формирования городской среды.

     Параллельно столичным Мэром была поставлена задача – в течение пяти лет сделать «самыми лучшими» столичные парки. На соответствующую программу было выделено более 15 млрд. руб.

     На первом этапе в столице было благоустроено 20 небольших парков и скверов, а также ряд крупных, включая Парк Горького. На сегодняшний день он полностью вернул себе популярность, сложившуюся еще в советские годы. Парки пережили новое рождение. «За пять лет и количество парков увеличилось до 400, и само оснащение, и благоустройство стало совершенно другим», – заявляет столичный Мэр.

     Наряду с парками важнейшим элементом модернизации городской среды стало создание в Москве современных общественных пространств, что по сей день остается одним из приоритетов правительства Москвы. В период с 2011 по 2015 год в столице обустроены пешеходные зоны и маршруты общей протяженностью более 120 км, в том числе в центре города. А когда были приведены в порядок улицы, и при этом убраны и беспорядочно припаркованные автомобили, появилась возможность устраивать городские фестивали, которые сразу полюбились москвичам. «Путешествие в Рождество», «Пасхальная ярмарка», «Московская осень», «Круг света» – эти праздники посещают миллионы жителей и гостей столицы.

  1. Транспортная революция

     Не меньшей заслугой Мэра Москвы является глубочайшая модернизация столичной транспортной системы. Нелишне вспомнить, что к моменту прихода Сергея Собянина на пост Мэра, одним из главных требований к новому градоначальнику было разрешение сложившейся в городе тяжелейшей транспортной ситуации. По словам самого Собянина, принимая руководство городом, он был удивлен отсутствием долгосрочных планов по развитию городской транспортной системы и решению проблемы автомобильных пробок. По этой причине именно борьба с пробками стала одной из первых и главных его инициатив.
      Тогда же новым столичным руководством был разработан план первоочередных мер под названием «Город, удобный для жизни».

     Основные идеи и направления этого плана состояли в развитии общественного транспорта, включая увеличение протяженности линий метрополитена на 75 км, развитие улично-дорожной сети и улучшение условий движения, в том числе и посредством создания выделенных полос для автобусов и троллейбусов.

     Надо признать, что транспортная политика нынешних столичных властей является сегодня одним из наиболее дискуссионных вопросов городской жизни. Не секрет, что в ее основу положена стратегия сдерживания роста количества частного автотранспорта, используемая во многих мегаполисах мира.

     Параллельно с реконструкцией основных городских магистралей, столичные власти серьезно ужесточили правила использования и владения личными автомобилями москвичами. В первую очередь это касается введения на значительной части городских площадей платной парковки с дифференцированной схемой оплаты. Другой сдерживающей мерой стала эвакуация неправильно припаркованных автомобилей, выполняемая за счет автовладельцев.

     Несмотря на неоднозначные оценки этих действий со стороны столичных автомобилистов, принятые меры позволили ощутимо разгрузить трафик в центральной части города.
Говорить о том, что проблема автомобильных пробок в Москве решена, пока преждевременно, но уже можно сказать, что автомобилизация Москвы более не является хаотичным и неуправляемым процессом. Как и в большинстве мегаполисов мира одним из основных направлений транспортной политики московских властей сегодня является развитие современного и комфортного общественного транспорта. Разительные изменения в этом направлении уже успели оценить миллионы москвичей и гостей столицы.

     Отдельным направлением, приобретающим все большую популярность, становится развитие альтернативных видов транспорта, прежде всего велосипедного – с соответствующей инфраструктурой в виде выделенных велодорожек, многочисленных велопарковок и пунктов проката велосипедов.

  1. Комфортная среда

     Еще одной, не менее важной заслугой столичного Мэра можно считать изменение всей градостроительной политики Москвы и масштабное обновление городской инфраструктуры. Еще в год своего прихода на пост мэра Москвы Сергей Собянин заявил о том, что ему и его команде предстоит создать в городе комфортную среду для проживания, включающую в себя современную городскую инфраструктуру с дорогами, объектами здравоохранения, образования и культуры.

     На протяжении всех пяти лет эти обещания активно реализовывались Только за последние три года в рамках программы по строительству метрополитена, в общей сложности, построены десятки километров новых линий. Помимо масштабной дорожно-транспортной программы в городе реализуются сразу несколько проектов реновации территорий. Одним из примеров тому является реорганизация территории бывшего автозавода ЗИЛ, где создается новый городской район общей площадью 37 га, в котором будут проживать до 30 тыс. человек, а также будет создано порядка 45 тыс. рабочих мест.
      Глубокую реконструкцию переживает сегодня и еще один символ Москвы – ВДНХ. «Здесь все будет реставрироваться, будем музеями наполнять, выставками наполнять. Нужно вернуть идеологию, чтобы это было главное выставочное пространство», – говорит Сергей Собянин.
      Однако по-настоящему «звездный час» Сергея Собянина связан, конечно же, с Новой Москвой. «Вы видели, какой объем новостроек в Новой Москве. В прошлом году было введено 1,5 млн. кв. метров, в этом году будет введен почти такой же объем, – поясняет мэр Москвы. – Создаются десятки тысяч рабочих мест. По сути дела, это целый город. И для него требуется соответствующая транспортная инфраструктура». Залогом быстрого развития этой части города стало продление сюда Сокольнической линии метро.      Протяженность нового участка составляет 6,5 км, он включает в себя три новые станции: «Тропарево», «Румянцево» и «Саларьево». Ход работ контролирует лично Мэр Москвы. «Эта ветка метро поможет разгрузить Киевское шоссе, Ленинский проспект. Она возьмет на себя колоссальную нагрузку», – говорит Сергей Собянин.

  1. Футбольная столица

     Не менее значимой задачей для Сергея Собянина стала подготовка города к проведению чемпионата мира по футболу 2018 года. И вот уже торжественно запущены часы, отсчитывающие время до начала мундиаля, в течение которого необходимо подготовить к открытию все объекты, чтобы чемпионат прошел на самом высоком уровне. «Москва будет центром чемпионата мира по футболу, большим футбольным праздником. Здесь пройдут центральные мероприятия чемпионата мира. И, конечно, в эти тысячу дней десятки тысяч московских строителей, волонтеров будут делать все возможное, чтобы достойно подготовиться к чемпионату мира», – заявил столичный градоначальник в ходе торжественной церемонии запуска часов. Нельзя не отметить, что с приходом Сергея Собянина на пост столичного мэра спорт стал одним из наиболее быстро развивающихся направлений городской жизни. По сравнению с 2010 годом количество москвичей, регулярно занимающихся спортом, увеличилось в 1,5 раза – до 3 млн. человек. Во многом этому способствовал рост количества спортивных объектов и развитие спортивной инфраструктуры города. В текущем году в столице будет построено около 25 спортивных объектов. Это 10 межрайонных футбольных полей, крупный комплекс восточных единоборств, ФОК для лиц с ограниченными возможностями.

  1. Активные граждане

     Еще одним важнейшим делом столичного Мэра смело можно назвать вовлечение москвичей в общественную и хозяйственную жизнь города, а также в управление им посредством интернет-порталов «Активный гражданин» и «Наш город». Современные высокие технологии стали прекрасным инструментом для осуществления самого настоящего народовластия.

     В 2011 году Сергей Собянин выступил с инициативой создания портала, куда могли бы обратиться жители Москвы с проблемами, связанными с жизнью города. Так был создан портал «Наш город», который помогает налаживать взаимосвязь между жителями столицы и органами власти, решая при этом вполне конкретные вопросы городского хозяйства. На портал поступают сообщения о проблемах и неполадках. После этого системой определяются ответственные за их разрешение и устранение, причем в совершенно конкретные сроки.

     Итогом процесса становятся публичные отчеты о проделанной работе, с обязательной фотофиксацией. Важнейшим инструментом работы с населением при Сергее Собянине стали многофункциональные центры (МФЦ). «Если взять все посещения органов государственной власти, то их было бы гораздо меньше, чем тот поток людей, который каждый день приходит в многофункциональные центры», – говорит Мэр. На сегодняшний день объем предоставляемых государственных услуг в Москве измеряется миллионами выданных справок, разрешений и т.д., причем без очередей и хождения по инстанциям. Это самая крупная сервисная система не только в российской столице, но и в мире.

     Мы попробовали определить лишь пять важнейших направлений работы, которые начали активно развиваться с приходом Сергея Собянина на пост столичного Мэра. На самом же деле таких направлений, пусть даже и разнящихся по степени своей важности, намного больше. Однако надо понимать, что суть отнюдь не в их количестве, а в том, какой цели они служат.

     В случае с Москвой, эту цель можно определить достаточно четко – это изменение самой идеологии развития города в сторону поддержки и реализации интересов его жителей. И многие москвичи это определенно уже почувствовали.