Стоит отметить, что само событие произошло 5 апреля по старому стилю, то есть 12 апреля по новому, 1242 года, однако официально праздник, «День воинской славы», отмечается 18 апреля. Это издержки перевода дат со старого стиля на новый. Судя по всему, при назначении даты не было учтено правило: при переводе дат XII-XIII веков к старому стилю прибавляется 7 дней (а прибавили по привычке 13 дней).
Весной 1241 год Александр Ярославич во главе своей дружины и ополчения из новгородцев, ладожан и карелов взял Копорье. Крепость срыли, пленных рыцарей отправили заложниками в Новгород, а служивших у них воинов из чуди и води казнили. Затем Александр разбил мелкие отряды противника, разбойничавших в окрестностях и к концу 1241 года новгородская земля была почти полностью очищена от врага. Зимой 1242 года князь Александр вместе с братом Андреем, приведшим из Владимиро-Суздальской земли подкрепления, отбил Псков.
Немецкая «Рифмованная хроника» так рассказывает о взятии Пскова войсками Александра Ярославича: «Туда он прибыл с большой силой; он привел много русских, чтобы освободить псковичей… Когда он увидел немцев, он после этого долго не медлил, он изгнал обоих братьев-рыцарей, положив конец их фогтству, и все их слуги были прогнаны». Псковские бояре-изменники были повешены.
Затем русские войска, усиленные псковским ополчением, двинулись в земли Ордена. Весть о движении русских войск вскоре достигла Дерпта, и местный епископ обратился за помощью к Ордену. Крестоносцы собрали большое войско, которое со вспомогательными отрядами чуди было готово к решительной битве. Один из передовых отрядов русского войска попал в засаду и был разгромлен. Александр поняв, что рыцарское войско само ищет генерального сражения, решил дать его в выгодных для себя условиях. Он отвел свои полки из ливонских границ и встал на Узмени, узкой протоке, соединяющей Чудское и Псковское озера, у Вороньего камня (островка-утеса, ныне скрытого водой Чудского озера).
Такая позиция была очень удобной. Крестоносцы, пройдя к озеру, могли затем пойти на Новгород в обход Чудского озера на север, или Псков — вдоль западного побережья Псковского озера на юг. В каждом из этих случаев Александр Ярославич мог бы перехватить врага, двигаясь вдоль восточного побережья озер. Если бы крестоносцы решились действовать напрямик и попытались преодолеть пролив в самом узком месте, то тогда они непосредственно столкнулись бы с русскими войсками.
В состав тевтонского войска, которым командовал ландмейстер Тевтонского ордена Андреас фон Фельвен, кроме орденских братьев-рыцарей входили отряды Дерптского епископства и датские рыцари во главе с сыновьями датского короля Вальдемара II.
Немецкие крестоносцы строились обычно в боевой порядок, известный под названием «кабаньей головы» («свиньи»). Это была узкая, но довольно длинная колонна. Во главе находился клин из нескольких сужающихся к переду рядов наиболее опытных и закаленных в боях братьев-рыцарей. Позади клина, постепенно расширяясь в глубину, становились отряды оруженосцев и кнехтов. По бокам колонны также двигалась рыцарская тяжеловооруженная конница. В центре колоны находилась пехота из наемных кнехтов (из балтийских племен подчиненных немцами), которым в бою отводилась второстепенная роль (добить поверженного врага). Мало какому противнику удавалось выдержать удар тяжелой рыцарской конницы. Рыцари на сильных лошадях подобно тарану мощным ударом раскалывали строй противника надвое, затем дробили на более мелкие группы и уничтожали их по частям (уже с участием пехоты).
Но у этого построения были и свои недостатки. Сохранить боевой порядок после нанесения главного удара было практически невозможно. Да и совершить маневр при внезапно изменившейся в ходе боя ситуации в таком строю было крайне сложно. Для этого необходимо было отвести войско назад, привести его в порядок. Зная об этом, Александр Невский ударные свои силы разместил на флангах.
Основой боевого порядка русских войск того времени были три полка:
- «чело» — главный полк, находящийся в центре,
- полки «правой и левой руки», расположенные по флангам «чела» уступами назад или вперед.
Все три полка составляли одну, главную линию. Причем «чело» обычно формировалось из наиболее подготовленных воинов.
Но новгородский князь разместил главные силы, в основном конницу, на флангах. Кроме того, за полком левой руки в засаде для обхода фланга и удара в тыл противнику находились конные дружины Александра и Андрея Ярославичей.
В центре расположилось новгородское ополчение, которое должно было принять на себя первый и наиболее тяжелый удар. Впереди всех встали лучники, а сзади русского воинства, возле крутого берега, были поставлены скованные цепями сани обоза, чтобы дать дополнительную опору русской пехоте и остановить, лишить маневра вражескую конницу.
За спиной русской рати находился заросший густым лесом берег с крутыми склонами, исключавший возможность маневра; правый фланг был защищен зоной воды, называвшейся Сиговица. Здесь, вследствие некоторых особенностей течения и большого числа подземных ключей, лед был очень хрупким.
Местные жители об этом знали и, несомненно, сообщили Александру. Левый фланг был защищен высоким береговым мысом, откуда открывалась широкая панорама вплоть до противоположного берега.
В советской историографии «Ледовое побоище» считалось одной из крупнейших битв за всю историю немецко-рыцарской агрессии в Прибалтике, и численность войск на Чудском озере оценивалась в 10-12 тысяч человек у Ордена и 15-17 тысяч человек русских.
Середина ХIII века была временем суровых испытаний для Руси. Русская земля в этот период была раздроблена на примерно полтора десятка независимых государств и ещё больше автономных княжеских уделов.
Сражение произошло 5 (12) апреля 1242 г. на льду Чудского озера. Момент начала боя «Рифмованная хроника» описывает так: «Русские имели много стрелков, которые мужественно вышли вперёд и первыми приняли натиск перед дружиной князя». Далее: «Знамёна братьев проникли в ряды стрелявших, было слышно как звенят мечи, рубились шлемы, как с обеих сторон падали на траву павшие». Таким образом, известия «Хроники» о боевом порядке русских в целом сочетаются с сообщениями русских летописей о выделении отдельного стрелкового полка перед центром главных сил. В центре немцы прорвали строй русских: «Немцы же и чудь пробишася свиньёю сквозь полки».
Рыцари прорвали русский центр и завязли у обоза. С флангов их стали сжимать полки правой и левой руки. «И бысть ту сеча зла и велика немцем и чюди, и бе труск от копий ломления, и звук от мечного сечения, и не бе видети леду, покры бо ся кровию», отметил летописец. Окончательный перелом наметился, когда в бой вступили княжеские дружины. Крестоносцы начали отступление, которое переросло в бегство. Часть рыцарского войска русские дружинники загнали на Сиговицу. В ряде мест весенний лед проломился, и тяжелые рыцари, пошли на дно. Победа осталась за русскими. Русские преследовали бегущих по льду на протяжении 7 вёрст.
Пленных рыцарей босыми и с непокрытыми головами вели пешком подле их коней до Пскова, захваченных в плен наемных солдат казнили. Ливонская «Рифмованная Хроника» утверждает, что в Ледовом побоище погибло 20 братьев-рыцарей и 6 попали в плен, то есть явно преуменьшает потери. Хроника Тевтонского Ордена, видимо, более точна и сообщает о гибели 70 братьев-рыцарей. При этом и эти потери не учитывают павших светских рыцарей и прочих орденских воинов. Также стоит помнить, что немцы учитывали гибель только братьев-рыцарей. За каждым рыцарем стояло «копьё» — боевое подразделение.
Каждое копьё состояло из рыцаря, его оруженосцев, слуг, мечников (или копьеносцев) и лучников. Как правило, чем богаче был рыцарь, тем больше бойцов насчитывало его копьё. Бедные «однощитные» рыцари могли входить в состав копья богатого «брата». Также знатными людьми могли быть паж (приближенный слуга) и первый оруженосец. Поэтому в Первой Новгородской летописи потери противников русских представлены так: «и… паде чюди бещисла, а Нѣмець 400, а 50 руками яша и приведоша в Новъгородъ».
Поражение в сражении на Чудском озере заставило Ливонский Орден просить о мире: «Что зашли мы мечом… от того всего отступаемся; сколько взяли людей ваших в плен, теми разменяемся: мы ваших пустим, а вы наших пустите».
За город Юрьев (Дерпт) Орден обязывался выплачивать Новгороду «юрьеву дань». И хотя война 1240-1242 гг. не стала последней между новгородцами и крестоносцами, сферы их влияния в Прибалтике не подвергались заметным изменениям в течение трех столетий — вплоть до конца XV века.
Александр Невский после этой битвы навсегда вошёл в русскую историю как образ русской национальной и государственной идентичности. Александр Ярославич показывает, что никакое «мирное сосуществование», компромисс с Западом невозможны в принципе.
Русь и Запад — это два мира, которые имеют различные мировоззренческие, концептуальные начала («матрицы»). Западная матрица — это материализм – «золотой телец», рабовладельческое общество – паразитизм «избранных» над остальными, что ведёт к саморазрушению и гибели всей цивилизации (отсюда современный кризис капитализма, белой расы, человечества и биосферы в целом).
Русская матрица – господство этики, совести, справедливости, стремление к идеальному обществу служения и созидания («Царству Божьему»).
Поэтому западники в России и стараются всячески очернить и принизить значение Александра Ярославича Невского и его побед, выбить из исторической памяти русского народа одну из основ. Александра Ярославича пытаются превратить из героя в антигероя, который якобы пошёл на союз с «монголами», вместо того чтобы сотрудничать с «цивилизованным и просвещённым Западом».
В память о «Ледовом побоище»:
- в1938 году Сергеем Эйзенштейном был снят художественный фильм «Александр Невский»;
- в 1992 году снят документальный фильм «В память о прошлом и во имя будущего» к 750-летию со дня «Ледового побоища»;
- в 1938 году Константином Симоновым посвящена поэма «Ледовое побоище»;
- в 1976 году издана книга Г.Н. Караева и А.С. Потресова «Загадка Чудского Озера»;
- в 1993 году установлен памятник русским воинам князя Александра Невского на горе «Соколиха» во Пскове по проекту скульптора И.И. Козловского и архитектора П.С. Бутенко;в 1992 году установлены памятник Александру Невскому скульптора В. Г. Козенюка и «Поклонный крест» на территории села «Кобылье Городище» Гдовскогорайона у церкви Архангела Михаила, которая была создана псковичами в 1462 году.
Деревянный крест постепенно разрушался под действием неблагоприятных погодных условий и в июле 2006 года к 600-летию первого упоминания села «Кобылье Городище» в Псковских летописях он заменён бронзовым.